Citroen готовится к большому возвращению в большой спорт, подготовив для этого концепт-кар для мирового чемпионата , который через десять дней будет продемонстрирован на автосалоне в Париже. А чтобы не держать в напряжении фанатов, Citroen опубликовал фотографии своей раллийной новинки в преддверии французского автосалона.
Фотографии концепта вы можете видеть перед вами:
Прототип носит незамысловатое название C3 WRC и был разработан совместно дизайнерским и спортивным подразделением с целью показать выставочный образец спортивной модели. Раллийная версия построена на базе новой серийной версии хэтчбека C3. Важно заметить, что несмотря на статус «концепт-кара», раллийная версия C3 практически не будет отличаться от показанного прототипа, как внешне, так и скорее всего по технической части.
Выставочный образец спорткара выглядит гораздо более агрессивным, если сравнивать его с дорожной версией. WRC Concept шире дорожной версии, на нем установлены более широкие крылья и серьезный спортивный обвес включающий в себя спойлеры, сплиттеры и диффузоры, как в передней, так и в задней части раллийного авто. покрашен в цвета раллийной команды Ситроен.
Концепт был разработан с учетом всех последних требований FIA, которые регулируют максимальную мощность до 380 л.с., снижение веса на 25 кг, увеличенную прижимную силу для более быстрого прохождения поворотов и наличие электронного дифференциала.
Под капотом прототипа C3 расположился 1.6 литровый мотор с наддувом мощностью в 380 л.с., что на 80 лошадей больше, чем у предыдущей гоночной версии автомобиля. Увеличилась на 55 мм длина спорткара, и соответственно уменьшился его весь, на положенные 25 кг.
В связи с этим большую часть того, что вы увидели на данной версии, будет применено на финальной версии гоночного раллийного болида, которая дебютирует в Монте-Карло в январе 2017 года.
Непривычно думать об автомобилях Citroen, как о спорткарах. Но успех C4 на международных ралли ясно дает понять, что в Citroen умеют делать гоночные автомобили.
Раллийная команда Citroen была образована в 1989 году. Одними из первых гоночных автомобилей того времени были Citroen AX и Citroen ZX. Позже в гонках стали принимать участие боевые Xsara и Saxo. До 2003 года команда не блистала крупными победами и довольствовалась лишь периодическими призами в промежуточных этапах.
В 2003 году Citroen выставил на стартовую черту сразу три экипажа, за рулем которых были именитые гонщики: Себастьян Лоеб, Колин МакРэй и Карлос Сайнз. В первой же гонке команда Citroen заняла три призовых места. А по результатам года французы получили приз производителя. Это заставило соперников присмотреться к команде Citroen. Больше никто не сомневался, что французы - это сила, с которой необходимо считаться.
В 2006 команда взяла отпуск, пообещав вернуться через год с совершенно новым гоночным автомобилем. В 2007 году впервые дебютировал Citroen C4 WRC.
Общего между гражданским C4 и боевым раллийным мало. Под капотом раллийного C4 расположен 2-литровый турбированный мотор, разработанный на базе двигателя EW10J4S. Мощность этого силового агрегата равна 320 л.с. при 5,5 тыс. об/мин. Система подачи топлива - многоточечная, тип - ECB11. Сцепление - карбоновое трехдисковое. Трансмиссия - секвентальная полуавтоматическая 6-ступенчатая. Тормозная система также была сильно переработана. Спереди устанавливаются 6-поршневые (асфальт) или 4-поршневые суппорта (гравий). В обоих вариантах вентилируемые. Сзади - 4-поршневые суппорта для всех типов дорожного покрытия. Передняя и задняя подвески - McPherson. Минимальный вес автомобиля - 1230 кг.
Для асфальтовых участков на Citroen C4 WRC устанавливают 18-дюймовые диски с резиной Pirelli P0. Для этапов с гравием гоночная команда Citroen использует специальную резину Pirelli для гравия и 15-дюймовые диски.
В 2008 году французский производитель представил новый прототип раллийного С4 с гибридным двигателем. Автомобиль получил название C4 WRC Hymotion4.
Это второй гибридный спорткар французского производителя после Peugeot 908 HY.
В 2008 году команда Citroen объединилась с раллийной командой RedBull. Новая команда показала высокие результаты, завоевав 15 титулов, и в следующем году на гонках будет выступать также под двумя флагами. К уже известным пилотам Citroen в 2010 году присоединится Кими Райкконен.
Директор гоночной команды Citroen Оливье Кенель заявил: ""Red Bull и его энергия идеально подходят имиджу и духу нашей команды. Мы продолжим сотрудничать с Себастьяном (Лебом), но усилим команду двумя новыми пилотами - Себастьяном Ожье и Кими Райкконеном, победителем 18 Гран-При Формулы-1"".
Я летел на мишленовский полигон под Клермон-Ферраном в надежде опробовать Citroen DS3 WRC, но... Зато теперь я знаю, что во время гонок WTCC говорит в микрофон Себастьен Лоэб и как приземляется после трамплина Citroen DS3 R5. А в переднеприводный DS3 R3-Max я просто влюбился!
П очему отделению Citroen Racing удается все и всегда? Вуаля: из пяти музейных машин, которые сейчас выставлены в фойе стильного здания мишленовского полигона SEERTA, три были абсолютно успешны. Дакаровский ZX Rallye-Raid доминировал все девяностые, Xsara WRC и C4 WRC были победным оружием великого Лоэба... Кстати, именно на этом шасси C4 WRC с номером 002 я ездил четыре года назад () — и по уровню настройки его не превзошли ни Ford Fiesta RS WRC (), ни Mini Countryman WRC (АР №10, 2013).
Как едет DS3 WRC? Увы, не знаю. Для тест-драйва на этот раз предложили только «младшие» ралли-кары: DS3 R1, R3-Max и R5. И, увы, только на асфальте.
DS3 R1: из пола торчит «очищенная» рукоятка штатной «механики», а переделанный на гидравлику ручник на полу туговат и крайне неудобен
У стандартного мотора 1.6 иная программа управления и настроенный выпускной коллектор, а в помощь - «укороченная» до 4,9 (!) главная передача
0 / 0
Citroen Racing готовит малыша DS3 в четырех степенях «прожарки». Первый уровень, R1, — почти «сырой», для начинающих раллистов. Раскручивая мило жужжащий серийный моторчик 1.6, форсированный здесь до 125 л.с. (впуск-выпуск плюс программа управления), я вспомнил свои раллийные старты на Ладе Калине и на кубковом Логане. Наверняка в «боевом» режиме R1 тоже способен подарить массу кайфа. Вот только подвеска с нерегулируемыми амортизаторами BOS, боюсь, хороша только для ровного покрытия и вряд ли выдержит наши российские этапы — например, «убойный» Южный Урал.
На следующем уровне у ситроеновцев ничего нет — в отличие от коллег из отделения Peugeot Sport с успешной моделью 208 R2. А ведь в свое время Citroen C2 R2 блистал на трассах.
Кит для переделки трехдверки DS3 в R1 во Франции стоит 10500 евро без налогов — неплохой вариант монокубка для начинающих
Третий уровень — Citroen DS3 R3-Max. Вещь! Турбомотор 1.6 на версии R3T раньше развивал 210 л.с., а новый кит Max поднимает мощность до 235 л.с. Подвеска BOS здесь уже настраивается, рулевое управление и тормоза — гоночные, а коробка передач не просто секвентальная, а с электрогидравлическим сервоприводом! Даже в WRC это нынче запрещено, а тут — отпустил на старте непривычно высоко расположенную педаль сцепления, а потом толкай пальцами подрулевой лепесток.
Даже за минуту вождения по нехитрому асфальтовому полигоновскому кольцу можно получить удовольствие. Острые реакции, резвый мотор — и ощущение профессионального инструмента в твоих руках. Которому во многом способствует роботизированная секвенталка.
Citroen DS3 R3T выпускается с 2010 года, а теперь пришел черед версии R3-Max: великолепный переднеприводный снаряд!
Кстати, и для версии R3-Max, и для машин следующей категории R5 моторы готовит итальянская компания Oral (картинг, Moto GP, F1), а трансмиссии делает фирма 3MO — коллектив выходцев из французского ателье Sadev. Степень переделок у R5 гораздо выше: эта машина уже полноприводная и призвана встать между «передним приводом» и очень дорогими автомобилями WRC/RRC.
Но почему коробка передач у DS3 R5 — с тривиальными тягами? Да еще и пятиступенчатая?
В R3 удобно все: и «палка» ручника, и особенно правый лепесток переключения передач
Потому что этого требует уважаемая всеми Международная автомобильная федерация FIA. Это она запрещает применять на полноприводных ралликарах сервомеханизмы переключения: дескать, в целях экономии. Это она диктует упрощенное устройство полноприводной трансмиссии: с жестким приводом на задние колеса. Но разрази меня гром посреди романтичных полей Клермон-Ферранщины — неужели коробочка сервопривода от серийных ситроеновских «роботов» с одним сцеплением, которые использует 3MO на трансмиссиях DS3 R3, сильно удорожает гоночный автомобиль ценой во многие десятки тысяч евро? И неужели экономия на межосевом дифференциале стоит необходимости ставить дополнительное сцепление, которое размыкает вал заднего привода при работе ручником?
В итоге Citroen DS3 R3 напоминает на ходу эталонный C4 WRC, а DS3 R5 — нет: переключать передачи нужно, толкая взад-вперед «механическую» рукоятку. Ощущая пусть небольшой, но все равно малоприятный люфт в сложной системе тяг, проложенных под рулевой колонкой.
Единственная странность в R3 - слишком высокая педаль сцепления под трубой каркаса
В модификации R3-Max турбокомпрессор стоит справа от двигателя, а выпускной коллектор укутан термоизоляцией
Шестиступенчатая секвенталка 3MO - с адаптированной электрогидравликой от серийного «робота» с одним сцеплением
0 / 0
На асфальте Citroen DS3 R3-Max однозначно приятнее «эр-пятого». А вот на грунте, где полный привод уже работает вовсю...
Но на гравийной трассе полигона я смог сравнить только DS3 R5 и DS3 WRC — и только сидя справа, в штурманском кресле. Причем за рулем «эр-пятого» был молодой ситроеновский гонщик Себастьен Шардоне, а WRC пилотировал... нет, не Лоэб, а Крис Мик, нынешний лидер заводской раллийной команды.
Крепкое рукопожатие, открытая улыбка — Мик, сын раллийного инженера из Северной Ирландии, начинал как... специалист по компьютерному моделированию у Малкольма Уилсона в компании M-Sport. Сейчас Крису 35, он в самом расцвете сил — и ведет ярко, напористо, эффектно. Недаром Мика привечал покойный Макрей.
Привод на задние колеса — жесткий, но при работе ручником размыкается специальным сцеплением с гидроприводом. В R5 передачи переключаются вертикальной рукояткой справа от руля,- связанной с пятиступенчатой секвенталкой сложной системой тяг
Прыжок с полигоновского трамплина в DS3 WRC — аттракцион. На скорости около 160 км/ч колея, прокатанная колесами на траве, заканчивается — машина мчится в никуда, в пустоту. Отрыв. Полет. Небо. А потом в лобовом стекле вновь возникает окружающий мир — и, качнувшись, обрушивается на тебя привычным ракурсом.
Приземление удивительно мягкое — не зря амортизаторы для WRC делают сами ситроеновцы. Причем теперь они даже не упоминают поставщика компонентов — раньше это была английская фирма EXE-TC.
Citroen DS3 R5 — «приемыш»: фактически это Peugeot 208 T16 в ситроеновском кузове
Конечно, подвеска Reiger на DS3 R5 тоже хороша: приземляешься лишь немногим жестче. Но «эр-пятый» явно уступает и по плавности хода, и по управляемости — это было видно по тому, насколько интенсивнее приходилось работать рулем Себастьену Шардоне. По словам гонщиков, R5 проигрывает машине WRC примерно полторы секунды с километра, причем в основном «по мотору». И если учесть, что R5 стоит в полтора раза дешевле машин класса RRC (это слегка «урезанный» WRC), которым он пришел на смену, то это неплохое предложение.
Но если M-Sport продал уже почти 80 Фиест R5, то в отделении Citroen Sport построено только 27 «эр-пятых»: фактически DS3 R5 был доделан только в середине сезона. Да и R3-Max тоже начал поступать к клиентам с опозданием...
Молодой француз Себастьен Шардоне (слева) только набирается опыта за рулем «эр-пятого», а опытный Крис Мик (справа) пытается заменить Лоэба
Почему?
Потому, что приоритет у отделения Citroen Racing нынче иной: WTCC.
Если в WRC Citroen в командном зачете идет на втором месте, опережая M-Sport и Hyundai и серьезно уступая команде Volkswagen, то в кузовном чемпионате мира троица седанов C-Elysee WTCC доминирует: позади с большим отрывом и Honda, и тем более Lada. Правда, Лоэб по-прежнему не может догнать партнеров Хосе Марию Лопеса и Ивана Мюллера. Я спросил, каковы перспективы великого Себа, и мне ответили: он не успокоится, пока не станет первым. В команде его по-прежнему боготворят — и со смехом рассказывают, что бывший раллист никак не может смириться с одиночеством в гоночном автомобиле: Лоэб привык общаться со штурманом! Поэтому теперь он разговаривает по рации с командой, комментируя все свои действия. «Так, попробую его догнать, сейчас прибавлю...» А в боксах, зная его слабость, подыгрывают: «Давай, Себ, жми, ты сможешь это сделать!»
В следующем году торчащую рукоятку привода секвенталки сменит подрулевой лепесток: в FIA наконец-то разрешили вернуть в WRC сервопривод переключения передач!
Но неужели чемпионат WTCC по медиаотдаче сравним с WRC? Нет, признают французы. И уверяют, что из ралли они не уйдут. Да, догонять Volkswagen трудно: в победные годы команда была фактически построена вокруг Лоэба, и теперь все приходится начинать заново с Миком и Мадсом Остбергом. К тому же основные средства нынче расходуются не на WRC, а на... Жаль, я не могу показать вам, с какой тщательностью построен C-Elysee WTCC: фотосъемку- запретили категорически. Но это просто космический корабль! На фоне которого мерк-нет даже DS3 WRC, уж не говоря про младшие ралли-кары.
После такого полета Citroen DS3 WRC приземляется невероятно мягко: подвеску ситроеновцы делают сами
Понятно, на что тратит основные средства Citroen Racing? Но ситроеновскую программу WRC, к счастью, финансово поддерживают Total и эмират Абу-Даби, поэтому Citroen может тянуть и эту лямку. А уж если считать медиаотдачу, то «инвестиции возвращаются», как говорят в команде.
Однако очевидно, что Citroen Racing нынче на распутье — разрывается между WTCC, WRC и клиентскими раллийными программами. И если учесть, что денег у Группы PSA немного, то французам рано или поздно все равно придется выбирать что-то одно.
Надеюсь, это будет ралли.
Citroen DS3 R1 | |
---|---|
Двигатель | EP6C, бензиновый, с распределенным впрыском |
Рабочий объем, см3 | 1598 |
77,0/85,8 | |
125/92/6000 | |
165/4200 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая, синхронизированная (PSA MA5/S) |
Привод | передний |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, с плавающей скобой; диаметр дисков — 266 мм |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые, с плавающей скобой; диаметр дисков — 247 мм |
Колеса | 6,5Jx16 |
Citroen DS3 R3-Max | |
---|---|
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 1598 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 77,0/85,8 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 234/172/4750 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 430/3000 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая, кулачковая, секвентальная, с электрогидравлическим приводом (3МО TV89-A55) |
Привод | передний, с самоблокирующимся дифференциалом ZF |
Тормоза | Alcon |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, четырехпоршневые суппорты; диаметр дисков — 330 мм/300 мм* |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые, двухпоршневые суппорты; диаметр дисков — 300 мм |
Колеса | 7Jx17/6Jx15* |
Citroen DS3 R5 | |
---|---|
Двигатель | EP6CDT, бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Рабочий объем, см3 | 1598 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 77,0/85,8 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 280/206/6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 400/3250 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая, кулачковая, секвентальная (3МО TV4-5) |
Привод | |
Тормоза | Alcon |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, диаметр дисков — 355 мм/300 мм*; четырехпоршневые суппорты (асфальтовая спецификация) |
Задние тормоза | |
Колеса | 8Jx18/7Jx15* |
* Асфальтовая/гравийная спецификация |
Citroen DS3 WRC | |
---|---|
Двигатель | CR 16 TI, бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Рабочий объем, см3 | 1598 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82,0/75,5 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 300/221/6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 350/3250 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая, кулачковая, секвентальная (Sadev ST4-45) |
Привод | постоянный полный, с межколесными самоблокирующимися дифференциалами |
Тормоза | Alcon |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, диаметр дисков — 355 мм/300 мм*; четырехпоршневые суппорты** |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые, четырехпоршневые суппорты; диаметр дисков — 300 мм |
Колеса | 8Jx18 /7Jx15* |
* Асфальтовая /гравийная спецификация ** В асфальтовой спецификации с водяным охлаждением |
Французский производитель представил в Абу-Даби новое поколение раллийного болида WRC.
Citroen надеется, что полностью новый C3 WRC поможет компании увеличить количество побед в ралли. Кстати, раллийная история компании насчитывает 96 побед и восемь титулов чемпиона в качестве производителя.
На сезон 2017 года раллийная команда Citroen Total Abu Dhabi будет включать от двух до четырех автомобилей С3 WRC, экипажами в которых будут следующие пары: Крис Мик/Пол Нейгл, Крейг Брин/Скотт Мартин, Стефан Лефебр/Габи Моро и Шейх Халид Aль Кассими/Крис Паттерсон.
Следующий сезон FIA World Rally Championship официально стартует с этапа в Монте-Карло через месяц, где полностью новые Citroen C3 WRC с улучшенной эффективностью, технологическими и аэродинамическими апгрейдами пройдут первые испытания в условиях реальной гонки.
Высокие аэродинамические характеристики раллийного автомобиля обеспечиваются бампером со сплиттером и закрылками, генерирующим прижимную силу и улучшающим управляемость, а также огромное заднее антикрыло и массивный диффузор. Вентиляционные прорези по бокам призваны эффективно охлаждать тормоза.
Если говорить о производительности, автомобиль имеет соотношение массы к мощности 3,1 кг на 1 л.с., тогда как у предшественника этот показатель составлял 3,8 кг на 1 л.с. Отдача турбомотора объемом 1,6 литра составляет 380 л.с. и 400 Нм крутящего момента. Двигатель сочетается с шестискоростной секвентальной трансмиссией с подрулевыми лепестками для переключения и системой полного привода.
Ранее портал «Колеса.ру» . Японская компания примет участие в WRC в сезоне 2017 года.